Альбомы на заказ

     Изначально мое занятие скрапбукингом было поставлено на коммерческие рельсы – заниматься скрапом я стала исключительно для того, чтобы поиметь дополнительный источник дохода.  Даже самая первая моя работа была сделана на заказ – огромный альбом для моей подруги. Не советую повторять мой опыт – если вы действительно хотите зарабатывать скрапом, хорошо бы вначале немного потренироваться! Ну, и понабраться опыта.

     Итак, как же все-таки сделать такой альбом, чтобы гарантированно понравился заказчикам? В общем-то, по большому счету – это дело техники. Вы знаете, как поступают дизайнеры интерьеров, когда берутся за заказ? Правильно, в первую очередь они заполняют анкету со стандартными вопросами, позволяющую им определить нужды, потребности и привычки членов семьи. Выясняют их вкусы, пристрастия, образ жизни и т.д. В нашем случае – все то же самое. Чем больше информации вам удастся получить от клиента – тем точнее вы создадите для себя образ получателя заказа, и тем больше вероятность того, что работа его удовлетворит.
Здесь ведь все дело в том, какие цели вы преследуете – если просто сделать альбом и получить деньги – то статью можете не читать. Если хотите действительно создать ВЕЩЬ, которой бы гордились, которую бы показывали друзьям и родственникам (которые впоследствии могли бы стать вашими клиентами), то вам придется немного поработать  психологом.

Помимо основных данных о человеке:
1. Имя, возраст
2. Кем работает
3. С кем живет
4. Чем занимается и увлекается помимо работы
5. Любимые книги
6. Любимая музыка
7. Любимые фразы
8. Пристрастия
9. Пагубные привычки и вообще привычки
10. И т.д.

    Хорошо бы получить его психологический портрет – есть ли у него чувство юмора, какой он по характеру, его особенные проявления и реакции в тех или иных ситуациях…

     Конечно, зачастую информацию приходится вытаскивать клещами. Но, как правило, люди на это идут, когда им объясняешь, что это необходимо для создания удачной работы – они же в этом заинтересованы сами.  

     Что же мы «имеем с гуся» – у нас есть вагон информации, что теперь с ней делать. Теперь мы ее обрабатываем. Зачастую люди обращаются к тому или иному автору просто потому, что им нравится, что и как он делает, или им его рекомендовали, или просто потому, что он популярен. Но они не думают о том, понравится ли это человеку, для которого они делают заказ, или как будут смотреться их собственные фото в характерном для вас исполнении. Ваша задача - адаптировать свое видение и свой стиль к данному заказу. Это ваша ответственность перед заказчиком. Хорошо, если заказчик – профессионал, который разбирается в скрапе, но, как правило, мы имеем дело с простыми потребителями, для которых слова «эмбоссинг» и «микс-медиа» сродни ругательным.

    Итак, у нас есть информация о получателе заказа и фотографии. Имея и то, и другое, мы можем определиться со стилем – будет это что-то ближе к винтажу, или это чистой воды фристайл, или это шебби шик и т.д. Я, в общем-то, не любитель четких ограничений и предпочитаю смешение стилей по конкретной ситуации. Понятное дело, что имея старые черно-белые фотографии и заказ для человека в районе полтинника, с более-менее стандартными вкусами – обывателя, одним словом, вы не будете делать «супер-фрииии» или микс-медиа. Вас не поймут.

     Сделаю небольшое отступление от темы и приведу пару примеров, может быть вам станет понятнее то, о чем я говорю. 

Пример №1:
1. В свое время мой муж заказал мне на День Рождения альбом у очень талантливой мастерицы – Иры Клири. Его, конечно же, стали смотреть все гости – кто-то знаком был со скрапом, а кто-то нет… Так вот один из гостей смотрит и спрашивает, тыча пальцем в альбом – Лен, а у тебя ведь 48 размер, а тут написано ХХL…  И вот попробуй объясни ему, что эта бирочка была вставлена туда, чтобы уравновесить какое-то цветовое пятно и т.д. про законы композиции и приемы декорирования. Простому обывателю это не интересно – у него сбой программы… и его мучает вопрос- А ЗАЧЕМ ВСЕ ЭТО?

Пример №2:
2. Один раз я решила сделать приятное своей маме и на 8 марта подарить ей страничку. С мамой у меня отношения сложные, и этой страничкой я решила одним махом и приятное сделать, и отразить все те переживания, которые мучили меня все эти годы, покаяться и сказать о том, что я ее очень люблю.  Я очень старалась. И была очень довольна работой. И ожидала заслуженных восторгов и похвалы…  У мамы случилась истерика – она обозвала меня жестокой, бесчувственной и мстительной, сказала, что если бы я захотела обидеть ее больней, то у меня бы не получилось...  Вот такие дела.  И попробуй объясни человеку, что имитация ободранных обоев – это специально состаренная бумага, что это стиль такой специальный – винтаж, что черные кляксы и штампинг черными чернилами это не упоминание о смерти, а всего-навсего уравновешивание черно-белой фотографии… и что металлические карабины – это не ассоциация с наручниками, а служит для закрепления шнура, который в свою очередь, не веревка, чтобы удавиться, а элемент декора, предназначающийся для создания дополнительной динамики в работе…

     В общем, вывод за годы работы я сделала такой – надо делать такие работы, чтобы у заказчика не возникало желания трактовать их как-то иначе, чем вы задумывали.  Поэтому и стиль, и декор и методы изложения информации должны быть адаптированы под конкретного заказчика. А степень вашей «свободы в творчестве» должна быть ограничена тем «образом», который вы составили о клиенте.

    Итак, разрабатывая концепцию альбома – а она должна быть всегда, помимо темы самого альбома – про детство, про отдых или просто – «про жизнь  Дяди Васи», можно отталкиваться не только от фотографий, а использовать информацию об увлечениях, работе и т.д. Вот, к примеру, когда я делала альбом для отца своей подруги, я использовала информацию о том, что живут они в Мурманске, что отец в молодости был капитаном корабля и увлекался яхтами, ну и возраст соответственно, учитывался. В итоге в качестве декора я использовала распечатки парусников, картинки с морской атрибутикой, старые фотографии Мурманска, и уменьшенные плакаты советского времени,  с лозунгами и картинками, соответствующими теме размещаемых фото.  


Ссылка на весь альбом

     В другом случае, для мамы заказчицы, я делала альбом с использованием большого количества цветочков – я вообще не любитель цветов, но мама увлекается садоводством, поэтому и бумага была подобрана с ярко выраженным цветочным дизайном, и декор соответствующий.  

Ссылка на весь альбом

     Для одного свадебного альбома я использовала распечатки старинных замков и «старых» свитков для декора и журналинга – «молодожены» были вполне уже зрелого возраста, жили в Европе, любили путешествовать и тема с замками была очень им близка по духу и понятна.

Ссылка на весь альбом

     Уникальный был заказ на альбом про мальчика, который занимается Айкидо. Я перевернула весь интернет, изучая этот вид спорта, его атрибутику,  «жизненную» составляющую, историю и т.д.   В результате для альбома я использовала все по максимуму – стилистику самого альбома – аскетичную и ориентированную на восточную тематику. Использовала изображения драконов, картинок с  восточными узорами, свитки для журналинга на зубочистках, иероглифы и т.д. Это не говоря уже о распечатках высказываний основателя Айкидо и картинок различных поз Айкидо, изображенных каким-то древним художником…

Ссылка на весь альбом

     Теперь несколько слов о том, как делать альбомы без фотографий. Скажу сразу, я такие альбомы не очень люблю. Моя фантазия хорошо работает оперируя фактами, информацией и конкретными изображениями, компелируя их нужным и эффектным образом… а вот заказы на «вольную» тему всегда ставили меня в тупик. Но даже имея такой заказ я старалась получить максимум информации, чтобы как-то «ограничить» полет своей фантазии и максимально его - полет, конкретизировать.   

    Что, на мой взгляд, важно учитывать в данном случае – опять же, максимально важна концепция. Альбом должен быть выдержан в одном стиле и меть атрибуты, которые бы делали из него законченное произведение искусства – ну это как минимум, вы же понимаете.  Вот, к примеру, был у меня заказ на детский альбом для девочки – после разговора с заказчицей родилась идея использовать бумагу Мелиссы Франсес – не чисто девчачью поросячно-розовую бумагу, а с добавлением зеленого и бирюзового. Даже можно сказать, преимущественно с зелено-бирюзовым. А розовый цвет пошел у меня на декор. В качестве обязательных элементов на каждом развороте у меня были использованы картинки с малышами,  и одинаковая цветовая гамма для декора. Все подложки были посажены на белое основание, использовались фразы из одного набора, одинаковый бордюрный дырокол для подложек и т.д.  В общем, закономерности прослеживались на протяжении всего альбома, в результате формировалось целостность восприятия работы.

Ссылка на весь альбом

     В качестве еще одного, экстремального, примера приведу вот такой альбом – но тут была поставлена   конкретная задача, сделать альбом в стиле одной из моих страничек.  Но страничка-то была одна, а в альбоме-то должно быть как минимум пять разворотов, в худшем случае…  В общем, меня хватило как раз на эти пять разворотов. Скажу сразу – было тяжело. Но мы не ищем легких путей. Я использовала одну коллекцию бумаги, одинаковый железный декор, да и вообще вся концепция альбома держалась на идее совместить внешний «трешевый» фасад с нежной акварельной внутренней частью.  Альбом предназначался для девушки, как раз с таким «фасадом» и очень нежной начинкой! Именно поэтому каждый разворот содержал открывающиеся элементы, демонстрирующие эту «начинку»… 

Ссылка на весь альбом

     Подводя резюме данной статьи, скажу – делая альбомы на заказ в первую очередь думайте о клиенте (получателе) работы, во вторую – о качестве самой работы, и только в третью – о реализации собственных планов и амбиций. Клиент всегда оценит вложенную в работу душу.  Потратьте время, изучите вопрос (тему) альбома, изучите человека, будьте внимательны к мелочам – именно из них и строится удачная работа. И дело здесь совсем не в дорогих материалах или навороченных техниках.  Альбом должен быть ПОНЯТЕН конечному потребителю, он должен вызывать желание пересматривать его еще и еще раз.  И знаете, так приятно потом читать письма о том, как чьи-то мамы, папы или друзья рыдали над подаренным альбомом от переполняемых их чувств.  Не знаю, как для вас, а для меня это самая лучшая благодарность за любую работу – ведь чувства не купишь, их надо заслужить!

1
Все коментарии
  1. Елена Мельникова
    20.04.2017 23:41

    Лена, а коллекция бумаги Экстрим была создана после этого альбома для нежной девушки?))